фото ИН
«Доступные товары и услуги, меняющие жизнь к лучшему.»

Архив

Так надо ли изучать своих конкурентов?

Про конкурентов. Мысли вслух.

Откройте любую книгу по маркетингу, менеджменту и везде есть пункт и рекомендация – изучай конкурента, смотри, что делает он, анализируй его работу и т.д...


Все вроде бы верно, но…

Я не изучаю конкурентов.

Во-первых, конкуренты есть всегда, на любом рынке, в любой отрасли. Их всегда много или кажется, что много. Они всегда будут нам мешать, всегда будут предлагать цены ниже, чем у нас. Да и вообще – отравляют нам жизнь.
Во-вторых, если у меня смогла возникнуть сама мысль выйти на тот или иной рынок, то значит, конкуренты не все делают, так как надо. Иначе бы, цена вхождения в рынок была такая высокая, что я просто бы отказался от самой идеи работать на том или ином рынке.
В-третьих, изучая конкурента, особенно при старте компании, ты невольно подпадаешь под влияние уже устоявшейся компании. Тебе реально становится страшно! Ведь у него, у конкурента уже всё есть! Есть несколько лет опыта, есть свои клиенты, есть положение на рынке. И ты начинаешь бояться! Тебе реально страшно! И ты отказываешься даже думать о том, что бы начать!
В-четвертых, знать и изучать это две разные вещи. То есть, я знаю примерно, сколько у меня в Питере и в России конкурентов.
В-пятых, мне на них жалко тратить своё время. Да и потом, чему я могу у них научиться? Что такого интересного они предложили публике?
Это не хамское отношение к конкурентам. Это просто трезвый расчет.

Мне надо изучать своих Покупателей.
С ними общаться и говорить. У них узнавать - как лучше сделать для них.

Как это делать – отдельный вопрос, отдельного поста. Просто поверьте, что и это сделать можно легко и непринужденно. Ключевое слово здесь – делать.

Но самое главное – что бы выиграть в конкурентной борьбе – надо создать свое поле и играть на нем!
Вот на своем поле – ты не победим. Здесь тебя никто не может победить, потому что ты всегда на несколько шагов впереди. Только ты один знаешь куда и с какой скоростью в следующее мгновение ты будешь двигаться! Поэтому за тобой не угнаться! Невозможно будет конкурентам просчитать то, чего еще нет.

Как называется это в науке – я не знаю. Может быть, это позиционирование, может быть это УТП (уникальное торговое предложение). Но это просто – свое поле!

Что у меня.
Когда я выходил на рынок с Кард Экспресс, то по моим прикидкам в Питере было порядка 50 компаний, которые делают пластиковые карты.
Если бы я думал о конкурентах (цены, позиционирование, стаж и т.д.), то я мог сразу же так напугаться, что раз и навсегда бы отбило любое желание стартовать! Однако я вышел. Вышел в чистое поле. В поле без конкурентов. Таким я его создал в своем видении, в своем воображении. Я не видел перед собой конкурентов. Я видел только то, что можно было предложить для потребителя.

Я создал свое поле.

Изучаю ли я конкурентов сейчас?
Нет.
Слежу ли я за ними?
Нет.
Правильно ли это?
Не знаю.
Но по мне так – пусть это они за мной следят, пусть просчитывают все мои ходы.
Я знаю, что на сайте Кард Экспресс «сидят» конкуренты, знаю, что читают мой блог.

В чем же отличие моей компании от остальных?
В открытости.
Ни одна компания в Питере не может держать постоянно свои двери открытыми.
Никто не делится своими наработками, образом мысли, образом поведения так открыто как мы. Я показываю и рассказываю о своей технологии всем желающим. Доподлинно знаю, что на моих семинарах, встречах, днях открытых дверей были мои конкуренты.
Пострадал ли я?
И да и нет.
Летом 2010 один из конкурентов просто украл нашу базу данных и сейчас делает рассылку по ней.
Обидно ли мне?
Нет – «на обиженных воду возят».
А вот посочувствовать ему, что он такой мелкий «жулик - воришка» - да.
Сказать ему спасибо, что научил «уму-разуму» – это завсегда, пожалуйста!
Потому что своим воровством он заставил меня задуматься о безопасности и защите своих данных.
Да и потом, что такое БД – это всего лишь те же самые Желтые Страницы, только немного актуализированные. Что бы эта БД дала результат – с ней надо работать. Постоянно и грамотно.

Итак, не надо изучать своих конкурентов.
Создавайте свои компании, выводите их на рынок и ничего не бойтесь.

Вот и все, что я хотел сказать сегодня.
***********
Этот пост я написал 25.11.11 года, больше года назад.
С тех пор я создал уникальное производство продуктов питания и открыл сеть розничных магазинов по реализации этих продуктов питания.
Я создал своё поле и на своём поле я непобедим. "От зёрнышка - до прилавка" - всё контролирую и делаю сам.
А если бы я ... начал изучать этих монстров ритейлеров? Ведь они же захватили всю планету! Однако нет, я даже и не думаю из изучать. Зачем? Мы просто вышли к людям и спросили: а чего бы вы хотели, уважаемые? И мы получили ответ.

Повторяю: знать о том, что есть конкурент и изучать его - две разные вещи.
Я знаю, что у меня есть конкуренты. Но... изучать их, или тем более ориентироваться на них - ну уж нет! Они меня точно ничему хорошему не научат!

С добрым утром, друзья!

Зы. Я - это не последняя буква в алфавите, а первая, так как в старославянской азбуке Аз - первая! Поэтому у меня в тексте так много буквы - Я. )))))))

О конкурентах.

Стоит или не стоит их изучать?

Полагаю, что каждый отвечает на этот вопрос по своему.

Мой ответ однозначный – конкурентов (особенно в России) быть не может, а следовательно изучать их нет никакого смысла. Только время зря терять.
***Давайте еще раз определимся, что я пишу для начинающего предпринимателя и примеры "войны коки и пепси" мне в комментариях приводить не надо.

Итак, вы задумали свое дело!
Ура! Я вас поздравляю!
Ну а теперь давайте, начинайте изучать конкурентов! Давайте-давайте! СВОТ анализ, еще какую-нибудь ерунду, да еще попробуйте понять из их сайта, что они вообще делают!
Только время убьёте. Драгоценное время! А знаете ли вы, уважаемые, что есть очень много компаний, которые специально на сайте помещают неверную информацию, например по ценам.

Вот с них и давайте посмотрим.
Итак, ценообразование. Важнейший элемент бизнеса. Поставишь малую цену – и денег банально не хватит. Поставишь большую – вряд ли кто купит ваш продукт. Если залезем в учебник по экономике, то сможем найти кучу методов ценообразования. Я выделяю лишь две. Для меня они основные:
1. Следование за рынком.
2. От себестоимости.
Первый способ: посмотрел, сколько просят за такой же продукт или услугу твои «конкуренты» и поставил цену с оглядкой на них. Будет ли в данном случае подниматься вопрос – изучаю ли я своих конкурентов? Скорее нет, чем да. Цена еще ни о чем не говорит.
И давайте я буду писать о своем рынке, а вы все будете думать и переносить данные и знания на свои. Причем замечу, я убежден, что и в других областях экономики у нас такая же «байда».
Здесь, к сожалению, почти все начинающие бизнесы совершают одну и ту же ошибку – выставление цены «ниже рынка». В надежде, что потенциальный потребитель согласится с их предложением.
В Кард Экспресс в момент становления была почти похожая ситуация.
Как делал я, когда выходил в рынок?
Да просто взял с сайта одного из уважаемых "конкурентов" цену и один в один поставил ее у себя. И лишь только по прошествии некоторого времени, когда появилась своя статистика я сделал цену такой, какая есть сейчас. И сейчас у меня она уже – «умная» цена. В ней учтен опыт года работы!

Второй способ: вы собрали все расходы в кучу (определили точку безубыточности), далее решили какая величина прибыли для вас нормальна и выставляете цену.

Оба способа имеют право на существование.

Кроме цены мы можем еще кучу сравнительных характеристик посмотреть для себя. Но нужны ли они? Помогут ли?
Могу сказать свое мнение.
Если я допустил у себя такую мысль – сделать то-то и то-то, это значит, что мне просто не попался тот «конкурент», который бы мог тотально влиять на рынок.

Давайте на примере.
Пластиковые карты. Не было и нет ни одной компании как в Питере, так и в России, которые были бы «законодателем моды». Те, которые могли бы сделать выход любого нового бизнеса «предупредительно невозможным (новый термин)». И говорю лишь о том, что когда предприниматель выходит в рынок, и в нем он не видит явного лидера, то вряд ли стоит вообще кого-то изучать. Можно смело выходить и забирать все то, что «плохо лежит». Ведь, слава Богу, в бизнесе нет такого, что якобы одна компания «застолбила на веки вечные» свой сегмент, свой рынок.
А вот посмотреть на конкурента с точки зрения того, что не надо делать – это ДА. Этот подход для России. Так как у нас практически можно браться за любое дело и делать его хорошо – и успех просто обеспечен. Еще раз повторю – ЗА ЛЮБОЕ!

Второй пример, розничный магазин.
От метро Лиговский проспект до места моего проживания (Тюшина/Воронежская) метров 800. И вот на этом промежутке немыслимое количество продовольственных магазинов. И сетевики (полушка, семья, фермер) и единоличники. Все «ловят рыбку в этом мутном пруде».
Ну какого лешего мне их изучать, если у них самое главное отличие или похожесть – ОНИ ВСЕ ТОРГУЮТ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ!!!
И если я выхожу в продовольственную розницу, то кого же мне изучать? Вот эти бестолковые бизнесы? Да нафиг надо!
Д.Потапенко поучился и поработал в Aldi. И что? Он сделал «Пятерочку». Только это не Aldi. Потому что у немцев на первом месте КАЧЕСТВО ПРОДУКТА, а у нас «как можно больше бабла накосить и желательно быстрее».
Кто здесь для меня конкурент и кого мне надо изучать?

Ответ: никого.

И пожалуй самое главное, почему я не рекомендую изучать конкурентов.
В юности я увлекался боксом и самбо. Это индивидуальные виды спорта. Где за результат ты отвечаешь сам. И вот ты выходишь на ринг (помост). Горишь желанием победить. Только одна мысль – Победа! И ты выходишь и побеждаешь!
Второй вариант. Тебе в ухо все вокруг нашептывают, что противник у тебя – ас из асов! Поверьте, все Победы и поражения свершаются еще задолго до выхода на ринг (на помост). Все это получается у нас в голове.
Так какого рожна я буду заранее изучать того, кто уже обосновался в этом рынке и кажется незыблимым?
Я этого не делаю!
Просто прихожу и забираю весь рынок. Столько сколько смогу унести.

Прошу считать этот пост «моим оценочным суждением».

Каждый может и должен иметь свою точку зрения на этот вопрос. Свою я высказал.

Теперь насчет того, что я изучаю своих конкурентов, будущих конкурентов – продовольственную розницу.
Да. Я проехал по нескольким сетям в Финляндии, Германии, Эстонии.
Вывод - они все на одно лицо.
Если закрыть глаза и забыть в какой ты стране, то можно легко и моментально забыть и не вспомнить название той или иной сети.
Вот вам и конкуренция.
И я должен у этих людей чему-то учиться?

Считается ли то, что я проехал по нескольких магазинам изучением конкурентов?
Мой ответ – нет.

Я просто лишний раз убедился, что легко и просто можно выходить на любой рынок. И забирать его. Столько, сколько вы хотите. И для этого нет нужды изучать, досконально изучать конкурентов.

А вот что реально надо изучать – так это своих потенциальных потребителей.
Мы на протяжении двух месяцев проводили опросы. Мне повезло, со мной сотрудничает один из самых лучших маркетологов – Зоя Жура, ака zhuzzzhu Она провела замечательнейшее исследование!
Вот своих будущих покупателей мы изучили, или скажем так – МЫ ТОЧНО ЗНАЕМ, ЧТО И КАК НАДО ДЕЛАТЬ!

Зоя, спасибо тебе и твоим коллегам, что помогали нам в этом!

Мы изучали СВОИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ! А не конкурентов.

Я всё сказал.

Приглашаю к дискуссии.
Только с примерами. Комментарий типа «сам дурак» - не надо.
Давайте конструктивнее.

Резюме:
1. Конкурент есть. Всегда. На любом рынке.
2. Стоит ли его изучать? Скорее нет, чем да.
3. Стоит ли опасаться конкурентов? Скорее да, чем нет.
4. Стоит ли после этого СТРОИТЬ СВОЙ БИЗНЕС? Ответ - ДА. Еще раз ДА. И еще раз ДА!

Стройте свой бизнес, свои компании и не обращайте внимание на этих пресловутых конкурентов.

Удачи и процветания вам, друзья и коллеги!