фото ИН
«Доступные товары и услуги, меняющие жизнь к лучшему.»

Председатель с военной выправкой

Еще несколько лет назад сложно было представить, что кредитный потребительский кооператив "Семейный капитал" так разрастется – 10 офисов по Петербургу, филиалы более чем в 50 городах России, сеть продовольственных магазинов «Семейный капитал. Продовольственные товары» в Петербурге, Астрахани и Карелии, свои агрофирмы и заводы.

Пару лет назад все это казалось сказкой. Но все не только сбылось, но продолжает расти дальше.

С чего все начиналось, как пришла идея создания кооператива, и кто такой Игорь Белоусов – ответы на все эти вопросы в данном интервью.

Где вы служили? Какой у Вас опыт в рядах в Минобороны?

В 1980 году я окончил среднюю школу и поступил в  Оренбургское Высшее Зенитное Ракетное Командное Краснознаменное училище им. Серго Орджоникидзе. Я стал курсантом прославленного учебного заведения Войсковой ПВО СССР. В 1984 году я с отличием окончил Училище. Служил в зенитно-ракетной бригаде. В 1991 году уволился из армии.

Почему ушли из армии?

Я отказался присягать второй раз.  Советский солдат присягает один раз. Как можно признаваться в верности своей Родине несколько раз? Для меня это был очень сложный выбор. Армия – это моя жизнь. Как говорят, есть такая профессия – Родину защищать. Это про меня. В моем понимании, единственное важное дело в жизни мужчины – защита Родины. Я уходил с болью, со слезами, с бессонными ночами. До сих пор сердце болит.

Как армейский опыт повлиял на работу, бизнес? В частности, на построение вашей Технологии Эффективного построения Бизнеса (ТЭБ)?

Когда я начал писать свою ТЭБ, то за основу взял армейское подразделение - общевойсковой полк.  Именно здесь я нашел четкую, сбалансированную систему, которая проверена веками, омыта кровью наших предков.  Она позволяет быть очень эффективными, выполняя самостоятельные задачи. Полковая система подразумевает, что это самостоятельная единица, живущая по своим законам.

Мы с детства помним высказывание, приписываемое Суворову: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Это первый закон, который очень хорошо подходит и для бизнеса.

Второй закон: «Никогда, ни при каких условиях, в минуту лишений, в самые напряженные времена, ты не поднимешься на уровень своих ожиданий - ты всегда рухнешь на уровень своей натренированности». Тоже очень применимо в бизнесе.

Я не стал придумывать ничего нового, а просто взял за основу армию. Я подробно расписал каждому сотруднику то, что он должен делать, увязал сотрудников между собой, как они должны между собой работать. И взял давно известный конвейер Генри Форда. Получилась  некая компиляция того опыта, который был у меня, и который я взял из литературы.

Как армейская модель стала реализовываться в бизнесе?


Каждый сотрудник точно должен  знать, что он делает. Не просто какие-то мифические обязанности, а он должен четко понимать, что он делает конкретно в этой компании, на этой должности и именно сейчас. Дальше начинается то, что есть в армии - ежедневные тренировки.

Мы прописали дословно, что нужно сделать именно на этой должности. И сотрудник начинает тренироваться делать свою работу. Когда он натренировался, он выходит выполнять работу в компании. Т.е, сначала он попадает в условия бойца, а уже потом принимается на работу.

Чтобы написать эту систему, я опробовал все это на практике. Если теория не подтверждена на практике - она мертвая. Таких - огромное количество в литературе, в периодических изданиях, но он нежизнеспособны.  

С чего начался ваш бизнес в Петербурге?

Чтобы проверить все свои теоретические изыскания, я создал небольшую на то время компанию «Кард Экспресс», которая стала производить пластиковые карты. Начали с абсолютного с нуля. У нас было 30 тысяч рублей, которые мы потратили на аренду первого офиса, из дома принесли компьютер, один или два стола осталось от предыдущего арендатора, и один стул - сидели по очереди. У нас выпала возможность даже сидеть - мы радовались. Мы даже не подключили телефон, потому что не знали, что заявку нужно делать за 3 месяца. И звонили со своих личных мобильных. С этого мы начинали.

Как сделать так, чтобы абсолютно неизвестная, ничего из себя не представляющая компания, завоевала то положение, которое есть сегодня у «Кард Экспресс»? Для информации, у «КЭ» сегодня большое количество филиалов по стране, оборудование лучшее в мире. Как это можно было достичь за полтора года с нуля? Только благодаря этой технологии. Только потому, что каждый солдат нес свою вахту. Каждый сотрудник, приходивший в компанию, знал, что только его усилие, объединенное с другими в один кулак,  может принести пользу.

Мы убрали все лишнее. И результат не заставил себя ждать. Уже в 2010 году мы смогли спокойно перепрыгнуть уровень начального развития, мы стали зарабатывать.

Расскажите, как от карточки вы развились в крупную корпорацию, которая производит продукты и питания строит агрокомплексы? Как такое возможно?

Уже в тот момент мне очень понадобилось попробовать - как мы будем работать на финансовом рынке. Никогда у меня не было цели выпускать карты. Было две цели.

Первая - обработка всех теорий, своеобразная лаборатория бизнеса. Не каждый предприниматель может похвастаться, что он вообще разрабатывает какие-то бизнес теории и применяет это на практике. Придумали, как должно работать. И проверяем, внедряем. Есть результат - значит отличная придумка. Нет – значит, убираем и ищем новые пути.


И вторая цель - школа менеджмента. К сожалению, сегодня, молодые люди, не приучены ни работать, ни думать, ни отвечать за свои поступки и слова. У них нет чувства коллективизма, нет желания работать в коллективе, нет желания достигать результата совместными усилиями. Очень развито желание выпячивать свое «Я».

Школа менеджмента - лакмусовая бумага. Приходит человек и говорит – «Я могу». Мы отвечаем – «Докажи». Все топ-менеджеры нашей группы компаний выросли из этой компании «КЭ», практически все. Все прошли этот абсолютный путь, и все были результативны. Повышение - итог того, что человек приносит результат. Только так - делами доказывать свои слова.

У меня в руках оказалась волшебная палочка. Достаточно было изучить эти бизнес законы, выявить частные и общие закономерности, применить их у себя - и может получиться бизнес в любой отрасли.

А так как моя голубая мечта - строить города, чтобы людям там было жить комфортно и хорошо, я понимал, что с карточным бизнесом строить города - нереально. Мало того, нереально строить города, даже с самой дорогой компанией. Города под силу строить только тогда, когда люди могут сложиться своими сбережениями, по рублю, по два, по сто тысяч - и вот этот огромный денежный поток способен строить дороги, аэропорты, города и создавать для людей комфортную среду обитания.

Помятуя об этом, я выпустил транш вексельного займа на эту новую компанию «Кард Экспресс» - вексели для свободного обращения. Нам было интересно посмотреть на то, как люди будут реагировать на это, получит ли это отклик  у людей. Тем более, зная тот факт, что начиная с 1991 года, когда нас обманули банки, и, заканчивая памятным всем Сергеем Мавроди, доверие людей ушло. Было интересно, как вообще люди отреагирует на все это.

Мы сделали всего два транша за несколько месяцев, для того, чтобы не выстраивать пирамиду - брать, брать, брать, и не понятно с чего отдавать. Мы открыли «окно возможностей» - сколько придут, столько придут. И нам поверили, люди принесли определенную сумму. Мы были счастливы. Мы просто рассказали и показали свою компанию, как это все работает, как это будет развиваться и для чего. Это был первый наш опыт публичной работы с заемными средствами. Забегая вперед скажу, что это был очень положительный опыт. Те люди, которые поверили и приобрели векселя, получили все обещанное по своим договорам. Смею вас заверить – все оставили свои деньги дальше, глядя на то, как и куда стала развиваться компания.

Как появилась идея создать кооператив «Семейный капитал»?

В процессе работы с нашими векселедержателями у нас возникла одна ситуация - все до единого задавали 2 вопроса: «Как  сделать так, чтобы мы могли пополнять этот вексель»? и «Как  сделать так,  чтобы каждый месяц получать проценты»? Ценная бумага не позволяет сделать ни того, ни другого.


Я сел думать. Какой же найти инструмент, для того, чтобы ответить на эти 2 вопроса? Кроме того, у людей стоял вопрос гарантий. Стоял вопрос страховки. Люди видели реальность бизнеса, но хочется-то более надежных гарантий.

 
И я нашел решение этой проблемы -  кредитный потребительский кооператив. Кооператив полностью отвечал на те вопросы, которые постоянно задавали люди. Уже в конце 2010 года я  начал оформление документов на кооператив.


Идея кооператива проста и в то же время гениальна. В кооперативе каждый рубль, каждый пай - это голос. В кооперативе равны все. И тот, кто вложил рубль, и тот, кто вложил миллион.

Второе важное отличие - Председатель правления не имеет право единолично распоряжаться деньгами кооператива.  Чтобы все эти деньги направить на то или иное мероприятие, ему нужно разрешение общего собрания. Правление кооператива следит за работой Председателя, кооператив курируют контролирующие органы. Эти правила позволяют направить средства только на достижение целей кооператива - благосостояние всех членов.

Сейчас наши пайщики получают не только высокие проценты по своим сбережениям, но и еще льготы у тех партнеров, которые взяли у нас займ на открытие бизнеса, скидки на тот или иной продукт до 18 процентов.

На сегодняшний момент «Семейный капитал» - больше чем кооператив. Это клуб, который мы создаем для своих пайщиков, выбирая те услуги, которые им нужны. Двойная выгода для людей - процент по сбережениям плюс экономия на продуктах и услугах.

Правда ли, что в вашем КПК большинство членов - пенсионеры?


Мы не разделяем наших членов на пенсионеров и молодежь. Они все равны. По закону членом кооператива может стать человек с 16 лет. Мы активно пропагандируем идею кооператива среди школьников, среди семей, среди старшего поколения. Мы активно работаем среди людей среднего возраста, среди молодых семей. Да, у нас довольно много пенсионеров, ведь именно они чаще задумываются об увеличении сбережений, но есть и молодежь. Поэтому, говорить, что мы кого-то выделяем – неверно, ведь кооператив создан с целью объединения людей. Мы строим новые заводы, фабрики – строим новую Россию.  Каждый член кооператива должен знать, что в той бутылке молока, в этом кефире, который он покупает в магазине «Семейный капитал. Продовольственные товары" есть частичка его денег. Эти деньги не пошли неизвестно куда, а вот они здесь, все работают на благо страны, как бы это пафосно ни звучало.

У нас есть целый пакет услуг для пенсионеров - доступные цены на натуральные, полезные для здоровья пожилых людей продукты в сети «Семейный капитал. Продовольственные товары», мы отправляем наших пайщиков по льготным ценам в санатории - специально создана структура турфирма только для наших пенсионеров.

Двадцать рублей за бутылку цельного коровьего молока - в Петербурге такого нет ни у кого.

Цены в наших магазинах зависят от того, сколько у нас пайщиков - чем их становится больше, тем меньше цены. Снижение цен у нас никогда не будет проходить в угоду экономии на качестве. Это нам не нужно, потому что мы дорожим доверием наших пайщиков.

Чего ждать людям от кооператива в будущем?


Кооператив становится сегодня мощнейшей структурой, мы выходим на  новый уровень. Мы доказали, что эффективно применяем деньги. Мы выбрали такую стезю, которая никогда не позволит кооперативу попасть в нехорошую ситуацию – продукты питания. Люди хотели, хотят и будут хотеть кушать. Тем более натуральные продукты. Мы поставили магазины, свое производство продуктов - это непосредственно те продукты питания, которые мы каждый день с вами потребляем. Спрос на них всегда будет. Особенно, если учесть, что у нас абсолютно натуральные, качественные продукты, доступные по цене всем слоям населения - у нас не потопляемая финансовая модель.

Мы пошли дальше и развиваем сельское хозяйство, строим свои коровники, работаем с садоводами и отечественными товаропроизводителями, предоставляя им свой прилавок. В этом году начали сотрудничество с профсоюзами города и открываем на их базе магазины формата «стол заказов» на крупных предприятиях города и области.

У нас своя земля, есть свое молоко, есть своя переработка, есть своя сеть магазинов. Мы делаем качественную продукцию, открываем магазины у каждой парадной. Чего нам бояться? Делай хорошие продукты и продавай. А пайщикам могу сказать  - эффективное управление деньгами позволило нам помочь компаниям развиться в такую вертикаль, которая работает только на благо людей. А значит, мы полностью соответствуем главной задаче кооператива - улучшить благосостояние наших пайщиков.

Мы рассказываем и показываем на основании чего получили такой результат. Что наш успех - не случайная удача, но следствие всех тех мероприятий, которые мы делали еще 3-4 года назад. Мы не скороспелка, мы все опробовали на практике. Приходите в офисы нашего кооператива, посещайте экскурсии на наши предприятия и смотрите на наш результат – с чего мы начинали и что имеем сейчас.

 

 


Возврат к списку