фото ИН
«Доступные товары и услуги, меняющие жизнь к лучшему.»

Агрокластеры как будущее сельскохозяйственной отрасли

Производители молока видят свой путь развития, основа которого – кооперация и объединение. В разговоре о текущих проблемах молочной отрасли вспоминаешь притчу про одну соломинку и силу пучка из нескольких. 

Выстраивание взаимодействия между участниками производственной цепочки в формате кластера, кооперация фермеров для сбыта продукции – новая будущая модель сельского хозяйства. 

Модели кластеров и реализация большинством крупных агрохолдингов так называемой калифорнийской модели при производстве молока на мегафермах, где более 2 тыс. коров доятся в высокопроизводительных доильных залах, дают нам рост производительности труда и повышение качества и безопасности молока. 

Применение такого формата на Северо-Западе за счет высокой производительности предприятий, индустриального развития и Санкт-Петербурга как большого рынка сбыта станет успешным примером развития региона, который можно будет тиражировать по стране. Пример развития молочной индустрии в Ленинградской и Вологодской областях это наглядно подтверждает.

Модель кластеров позволяет отойти от формата моногородов – создание некой промышленной цепочки вокруг некрупных городов, даст толчок к интересу населения к занятию сельским хозяйством – прибыльным, инвестиционно привлекательным, да и в будущем хорошо оплачиваемым делом. Вывод отечественного агропрома на новый уровень развития – это мегапроект, состоящий из цепочки взаимосвязанных отдельных проектов. Если уж поднимать в стране сельское хозяйство, то делать это надо сейчас и именно так.

DSC_1885.jpg

Вот уже несколько лет ГК "Семейный капитал" занимается разработкой модели собственного агрокластера, который появится в ЛО

Сельское хозяйство – одна из сфер экономики, не подвергшаяся в кризис государственному секвестру. С каждым годом увеличивается количество бюджетных средств, направляемых на поддержку молочной отрасли – объем вырос с 7,9 млрд рублей в 2008 году до 32,8 млрд в 2013-м, более чем в четыре раза.

В сообществе производителей уверенно подтверждают, что простые вливания бюджетных средств в сельское хозяйство к нужному эффекту не приведут, спасать отрасль в ее настоящем виде субсидиями бесполезно. Необходима системная ориентированность отрасли, государственная поддержка инноваций и создание моделей кластеров.

Производство молока является сложным процессом, предполагающим некую поэтапность, поэтому именно «принцип мануфактуры», при котором каждый делает свою часть работы, не пытаясь в одном лице произвести молоко, залить в бутылки и найти покупателя, позволит решить ситуацию.

Как отмечает владелец группы компаний «Семейный Капитал», Игорь Белоусов, если молокопроизводитель решит продавать свой продукт напрямую покупателю, то основные затраты его будут лежать в приобретении оборудования для молокопереработки, в организации логистики, а не в получении места для торговли. 

«Один он (производитель) с такой задачей не справится. Мы у себя уже начали организовывать новый формат специализированных магазинов потребительской кооперации, предоставляя возможность для любого сельхозтоваропроизводителя попасть на прилавок. Только кооперация способна обеспечить качество продукта по достойной цене» – считает он.

"У нас в стране на сегодняшний момент нарушены все связи «от поля и до прилавка». Спасение одно – в объединении, в кооперации. Но «кооперация сверху» – это путь в никуда. 

Только снизу, только сами мы легко сможем создать полную вертикаль всего молочного животноводства. Однако нужно время, полагаю, чтоминимум три-пять лет, административными
методами проблему не решить", – констатирует Игорь Белоусов.

По материалам журнала ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД.

Полную версию материала читайте в свежем номере издания.

Возврат к списку